Общество, 10:20 27.02.19 Просмотров:930

Даманские события 1969 года… Боль. Память. Слёзы

Татьяна Прокопьевна РубцоваФото: Народная весть

Прошло пятьдесят лет с трагического марта 1969 года, когда жители тогда еще города Иман в прямом смысле слова вздрогнули от беды, обрушившейся второго марта, когда жители КНР перешли границу Советского Союза и на острове Даманский произошел бой. Пятьдесят лет не так много по меркам истории, но живы еще свидетели того кровавого марта 69го. И забыть не получится никогда! Ведь лежат в земле иманской навеки советские солдаты, чьи-то сыновья, мужья, женихи и братья. Лежат защитники нашей Родины, нашей страны, наших граждан.

Из поколения в поколения передаются рассказы свидетелей того времени. Перед столь трагической датой поговорила я с Татьяной Прокопьевной Рубцовой, которая служила в 1969 году в пограничном иманском отряде.

Татьяна Прокопьевна Рубцова приехала из Казахстана на Дальний Восток с мужем Григорием Гавриловичем-кадровым офицером пограничником. Поскитались они по заставам 20 лет. Хоть и не занимала тогда еще Танюша на заставах официальную должность, но мужу помогала чем могла: и казармы белила, и цветы выращивала на клумбах (только георгинов было 70 сортов), и пирогами солдатиков кормила. А в 1966 году приехали в тогда еще Иман служить, кстати не одни приехали – трех дочерей с собой привезли. Так как Татьяна Прокопьевна в Алма-ате работала в госбанке, взяли и ее служить в отряд иманский. И стала она уже не Танюша, а Татьяна Прокопьевна.

"Нас когда сюда перевели, мы жили на частной квартире, а потом командир отряда Демократ Леонов выделил нам квартиру. Спасибо ему. Такой красавец был, добрейшей души человек" – рассказывает Татьяна Прокопьевна.

Второго марта 1969 года идем мы с мужем в магазин, чтобы необходимые вещи ему в командировку купить, смотрим, а навстречу нам наша отрядная машина едет, да на такой скорости огромной! Подъезжает, выпрыгивает солдатик, и к нам: "Скорее, говорит, там уже Стрельникова убили!". Так мы узнали, что китайцы перешли нашу границу и идет бой. Это был страшный день. Все так быстро произошло. Муж мой вывозил раненых. Запомнился ему один солдат, который лежал у него в вертолете на руках и просил помочь, а ранение у него в живот было. Умер потом в госпитале тот парень. Муж сам не свой тогда был.

Второго марта были убиты Стрельников и Буйневич. Организацией похорон Буйневича я занималась. Тяжело все это было пережить. Я же при штабе работала, и командира заставы знала, и рядовых ребят. На похороны Стрельникова и Буйневича весь город пришел, родственники приехали по несколько человек к каждому погибшему. Такой плач стоял! Такое горе для родственников. Их похоронили в городском парке, остальных ребят прямо на заставе хоронили. Кто ж тогда знал, что еще будет 15 марта, и что снова весь город придет в городской парк хоронить нашего командира Демократа Леонова и Григорьева. Это потом уже красивый мемориал сделали, а тогда просто в землю похоронили, были обычные могилки. И ребят уже позже с заставы перезахоронили на городское кладбище.

Когда события эти начались, была речь о том, чтобы увозить семьи пограничников отсюда, особенно деток, не дай бог в плен их возьмут. Моя дочь Людмила (ей было тогда 17 лет) сказала: "Нет, мама, мы останемся, помогать будем, если что".

Плакала во время нашего разговора Татьяна Прокопьевна: "Я же дочку Леонова Леночку знала совсем еще маленькой девочкой, и жену его знала. На похороны командира Леонова мама его приехала, и все время пока она здесь была после похорон, на могиле сына каждый была и плакала, плакала…

Наши женщины навещали раненых бойцов в госпитале, приносили им что-нибудь вкусненькое, а когда уходили от них, плакали.

Народ наш терпеливый. Столько стерпел, и еще стерпит. Ребят жалко погибших. Молодые ведь были совсем.

Нам, сослуживцам погибших, тяжело было в себя приходить после произошедшего. Нас поддерживали тогда наши товарищи из Владивостока, из соседних частей, медики наши.

Татьяна Прокопьевна в октябре 2018 года отметила 90летие. Женщина, работавшая в тылу, познавшая голод во время войны и после, работавшая с четырнадцати лет, прожившая на пограничных заставах с мужем не один десяток лет, далеко не лучших условиях цивилизации, видевшая убитых и раненых наших солдат, говорит: Я рада, что прожила именно такую жизнь. Я много сделала для людей хорошего, и люди будут помнить обо мне. А что еще надо? Нет, надо. Чтобы мир был всегда надо!

Священны и неприкосновенны границы Российской Федерации! Так было. Так есть. И так будет. Кто не знал – узнал. Кто сомневается – пусть рискнет проверить!

Ольга Семенова / Народная весть

Популярное

Культура 03.08.22

Где деньги, Зин?

Культура 05.07.22

Дембельский аккорд Царкова

Власть 13.09.22

А теперь вишенка на торте

Общество 13.09.22

Диагноз Царкова «Остановка в развитии»

Общество 10.03.22

Вместо благодарности пинок под зад?

Реклама
погода Праздники концерты ЧС ВОВ семьи ГИБДД Дальнереченск Надежда безопасность работа Пенсионеры ветераны дтп Владивосток дети отдых убийство Мусор приморский край выплаты помощь Тарифы Авто медицина Дальний ВОСТОК животные происшествия вода жкх старков Продукты Даманский Образование дороги День победы спорт #дороги школы собаки школьники мероприятия соревнования Памятные даты войны ЦБС конкурсы юнармейцы Акции ОльгаСеменова