Опасность стихии еще и в том, что из-за таяния вечной мерзлоты высвобождаются древние вирусы
Тайфуны и деградация вечной мерзлоты станут главными климатическими проблемами, с которыми столкнется Дальний Восток в ближайшие десятилетия. Якутия может стать пустынным регионом, а другие будет топить. Такое мнение высказал член-корреспондент РАН, директор Ботанического сада-института ДВО РАН Павел Крестов в ходе научно-практической конференции "Актуальные вопросы развития научных исследований в регионах России и взаимодействия региональных отделений РАН" (16+), сообщает ИА PrimaMedia.
Как считает Павел Крестов, для Дальнего Востока сейчас главный вызов — это все-таки возрастание тайфунной активности.
"Самые населенные регионы ДФО прежде всего будут подвергаться опасности воздействия тайфунов и других аномальных погодных ситуаций, которые будут возникать каждый год. Несмотря на то, что их интенсивность будет отличаться, ситуация для нас неблагоприятная. Это не прибавит комфорта ни в части проживания людей, ни в части ведения сельского хозяйства", — отметил член-корреспондент РАН.
Ученые из БСИ ДВО РАН провели исследование, которое показывает, что за последние полвека тайфунная активность на материковом побережье Дальнего Востока увеличивается, и, согласно их выводам, циклоническая активность на этих территориях в ближайшие 50 лет может вырасти примерно в два раза.
Раньше, как правило, тайфуны, тропические циклоны, формировавшиеся в экваториальной зоне, шли на север и натыкались на субтропический хребет — область высокого давления в субтропиках. Их подхватывали западные ветры и отклоняли к восточной части Тихого океана.
"Сейчас тайфуны возникают севернее экватора, дольше сохраняют свою мощь, пробивают защиту континентальных воздушных масс и проходят дальше. Тайфуны несут с собой огромное количество теплого воздуха, который, проникая на север, разогревает атмосферу этой части планеты. В глобальном плане это пока еще малоизвестное явление, но оно может быть очень значимо", — подчеркнул ученый.
Более того, серьезную опасность Павел Крестов видит и в деградации вечной мерзлоты, которая сохраняется на достаточно обширных дальневосточных территориях — в Якутии, северных районах Хабаровского края и Амурской области.
В той же Якутии выпадает всего 200 мм осадков в год — при имеющейся там инсоляции и количестве тепла, которые получают эти широты, — очень мало. Тем не менее, леса и растения берут необходимую влагу для роста из вечной мерзлоты. Если ее объем продолжит уменьшаться, со временем регион из лесного превратится в степной или пустынный.
Деградация вечной мерзлоты скажется на построенных там зданиях и сооружениях — начнется процесс их разрушения.
"Другая опасность состоит в том, что в вечной мерзлоте, формировавшейся в последние два миллиона лет, законсервировано очень много органики. Сейчас, когда происходит таяние древних льдов, она начинает разлагаться, выделяя в огромных количествах метан, углекислый газ, увеличивая слой парниковых газов, и это приводит к общему разогреву атмосферы. Кроме того, высвобождаются древние вирусы и бактерии, многие из которых могут оказаться жизнеспособными, — сообщил учёный. — Древние льды могут хранить не только известные нам микроорганизмы. Мы знаем лишь 10% существующих на планете вирусов, соответственно о палеовирусах знаем еще меньше. И какой эффект они окажут на биоту, оказавшись в открытой среде, неизвестно".
По его словам, климатические модели сегодня базируются на очень большом количестве параметров, они точны и их точность увеличивается. Тем не менее, там нет компонентов, которые очень важны для моделирования климатической ситуации — это как раз вечная мерзлота и тайфунная активность.
Где деньги, Зин?
Культура 05.07.22Дембельский аккорд Царкова
Власть 13.09.22А теперь вишенка на торте
Общество 13.09.22Диагноз Царкова «Остановка в развитии»
Общество 10.03.22Вместо благодарности пинок под зад?