В жизни получилось так, что в свои 84 года осталась Клавдия Ивановна Глушкова у разбитого корыта…
А всё начиналось, как в сказке. Сперва у нее избушка была. И в ней Клавдия Ивановна прожила почти 40 лет, до 2009 года.
Маленький домишко в Веденке возводили, как говорится, всем миром. Собирали его из бревен, досок разных от разваленного старого дома с добавлением осины. Худо ли, бедно, ли, но кров был. На этих 36 квадратных метрах у них с мужем родились дети, выросли, завели свои семьи и отделились от родителей.
Но муж – фронтовик Великой Отечественной войны – умер. Сколько слез по Алексею Алексеевичу пролила Клавдия Ивановна! Одиночество мучило. К счастью, внуки были. Вот и решила вдова фронтовика прописать у себя внучку Леночку.
Но пришло время, и внучка замуж вышла. Поскольку домик у Клавдии Ивановны небольшой, и не совсем удобно ютиться молодым, то они перешли жить к родителям Лены. То есть к дочери Клавдии Ивановны.
«Вскоре молодым какое счастье привалило! Администрация Дальнереченского района по социальной программе выделила им 700 тысяч рублей на приобретение жилья», – рассказывает К.И. Глушкова.
Семейным советом решили эти деньги вложить в строительство нового, добротного дома. И возводить его на месте старенькой бабушкиной гнилушки. Усадьба-то у Клавдии Ивановны замечательная. Не зря же она на агронома выучилась и работала в совхозе более 40 лет. Ученый агроном отлично знает, как надо за землицею ухаживать. Вот и старалась все годы.
С каким рвением молодая семья Набаян принялась за строительство! Старую хибару Клавдии Ивановны быстро развалили. А на ее месте буквально за год, добавив еще своих 300 тысяч рублей, да плюс бабушкина пенсия, возвели добротный коттедж.
И когда я подъехала по заданному адресу, то изначально была удивлена. А чем это недовольна Клавдия Ивановна? Смотрите, домина-то какой стоит! В глубине двора вижу то ли курятник какой, то ли сарайчик. Рядом индюки улюлюкают. Идиллия, да и только.
Однако Клавдия Ивановна приглашает меня не в хоромы царские, а в развалюху-гнилуху, некогда, летнюю кухню.
«Вот тут я зимую. Замерзаю. Как нынче буду существовать, не знаю. Страшно даже подумать. Приходится топить денно и нощно. Все равно нет спасу от холода», – печально повествует почтенная женщина.
«Клавдия Ивановна, а дворец-то на что? Вон какой красавец рубленый из дерева стоит!»
«Э, да что там! Деньги-то, как и полагается по закону, за год освоили. А дальше, где их брать? Сколько еще уйдет на отделочные работы, проведение системы отопления… Ой, да всей работы не перечислишь. А денег на завершение строительства нет. Где их брать? Внучка Леночка работала у нас тут медицинской сестрой. Всё какая-то копейка была. Да сократили ее на работе. Кризис же экономический в стране. Вот и взялись экономить на здоровье людском. Муж Ленин работает шофером. Да разве вытянет он один такую стройку…
Я, конечно, почти всю пенсию свою отдаю молодым, но маловато», – горестно сокрушается Клавдия Ивановна.
«Клавдия Ивановна, но вы же вдова фронтовика. А сколько еще имеете наград разных, значит, льгот и преимуществ?»
Клавдию Ивановну я знаю более 30 лет. Работая заведующей отделом сельского хозяйства редакции, я постоянно общалась с ученым агрономом. Она была постоянным моим автором. Аналитические статьи писала толково. Последние десятилетия Клавдия Ивановна работала начальником Дальнереченской госсанинспекции. Это очень интересная, творческая работа. Нужно было следить за состоянием здоровья семян, не допускать их заболеваний, и получать элитные сорта.
А начинала работать Клавдия Ивановна в 1947 году рядовым участковым агрономом Вербовской машинно-тракторной станции Калининского района. Так в ту пору назывался нынешний Дальнереченский район.
И что же, отдав свои силы и здоровье работе (перенесла пять тяжелых операций, пальцы рук перекручены безжалостным артритом), Клавдия Ивановна не заработала себе нормального жилья?
Да у К.И. Глушковой каких только нет наград! Она «Отличник социалистического соревнования сельского хозяйства РСФСР», от имени Президиума Верховного Совета СССР Клавдия Ивановна награждена медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина» и много других. Она их не носит.
Кроме прочего, у Великой сельской труженицы есть УДОСТОВЕРЕНИЕ № 653896.
Предъявитель его имеет право на льготы и преимущества, установленные законодательством для лиц, награжденными орденами и медалями СССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны.
Так почему бы власти не помочь достроить нормальное жилище, строительство которого начала внучка Клавдии Ивановны? От безысходности бабушка прописала в своей халупе внучку. Ну и что здесь плохого? Да ничего.
Если бы власть помогла достроить нормальный дом на месте старой халупенки сельской труженицы К.И. Глушковой, то, как говорится, убила бы двух зайцев. И молодая семья бы не мыкалась, и Клавдия Ивановна, всю жизнь горбатившая на селе, хотя бы под старость лет пожила в светёлке.
А сегодня она беспомощна, в сущности, на зиму остается на улице. И назвать жизнью прозябание сельского дипломированного агронома в лубяной избушке нельзя, потому как человек – не зайчик.
Куда только Клавдия Ивановна не обращалась! Начала с местной власти.
«Приехал глава района Каруш Мишаевич Степанян. Посмотрел, как я живу, и предложил засыпать мою избушку завалинкой. А квартира по сертификату, дескать, мне не положена, потому что я прописала в своей развалюхе внучку.
Интересно, а тогда как же другие вдовы получают сертификаты? Обращалась я и к краевому депутату В.В. Милушу. Тоже ничем не помог…».
При этом Клавдия Ивановна подает мне переписку с всесильными мира сего.
Вижу, батюшки мои, – все знакомые подписи. Вот и Г. Смоляк здесь же из аппарата полномочного представителя президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе. А рядышком с ним примостилась тоже хорошо знакомая с отдела по работе из обращениями граждан Л.М. Пузова.
Принцип работы всесильных, питающихся за счет горба народного и жирующих в светелках царских, хорошо уже изучен. Тут даже не надо все их письмена читать. Все они под одну гребенку чешут и под копирку шпарят, ссылаясь на палочку-выручалочку № 59 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». И шпыняют отписки от одного к другому по инстанции, до нижайшей ступеньки чиновной лестницы. И толку от их работы нет.
И как жить дальше? Неужто придется замерзнуть этой зимой Великой труженице сельского хозяйства Клавдии Ивановне Глушковой в лубяной избушке? Похоже, этот вопрос не волнует власть. Сами сыты, в светлицах проживают, у них всё в ажуре.
И в ответе Клавдии Ивановне от главы администрации муниципального образования Веденкинского сельского поселения Дальнереченского муниципального района Фуркача Виктора Дмитриевича так и сообщается:
«…К сожалению, при разработке и утверждении выше указанного градостроительного плана и выдаче администрации района разрешения на строительство нового дома на месте Вашего дома, в котором Вы проживали, Вашу дальнейшую судьбу, где Вы будете проживать, на период строительства нового дома (нормативный срок до 10 лет), администрация района не обговорила, и не решила…»
Слов нет. Нам остается только выйти с ходатайством о решении дальнейшей судьбы сельской труженицы Клавдии Ивановны Глушковой к ГАРАНТУ конституционных прав, президенту РФ Д.А. Медведеву. Увы, получается, более рассчитывать не на кого.
Александра НАБОКОВА, Веденка – Дальнереченск
www.arsvest.ru
Где деньги, Зин?
Культура 05.07.22Дембельский аккорд Царкова
Власть 13.09.22А теперь вишенка на торте
Общество 13.09.22Диагноз Царкова «Остановка в развитии»
Общество 10.03.22Вместо благодарности пинок под зад?