, 14:10 16.03.11
Просмотров:1365
Коммунальная реформа (Владимир Горбачев)
А был ли блин? Блин!
В лекционном зале думы Дальнереченского городского округа 21 февраля состоялись депутатские слушания по самой, пожалуй, острой теме «Проблемы жилищно-коммунального хозяйства на территории Дальнереченского округа. Через диалог – к сотрудничеству». В зале собрались представители исполнительной власти, сами депутаты и не менее трех четвертей от общего числа собравшихся – обычные граждане, представители ТСЖ, активисты партий…
Тон мероприятию должны были задать доклад заместителя главы администрации по ЖКХ и градостроительству А.А. Черных и содоклад начальника отдела государственной жилищной инспекции администрации В.М. Ожиганова. А депутаты вроде бы должны были спросить с них за состояние работы в этой области. Повесткой дня предусматривались и вопросы от публики, и даже выступления.
По итогам этого мероприятия в газете «Дальнеречье» заместитель председателя Думы Дальнереченского городского округа Ю.В. Савенко сделал краткий отчет о прошедшем мероприятии и озаглавил его довольно интересно: «Первый блин не оказался комом». А вот, по мнению многих, кто побывал на этих слушаниях, так блина там и вовсе не было. Если что и получилось, пользуясь все той же гастрономической терминологией, - так каша, и то малосъедобная.
Наконец-то Миссия! По форме такое общение власти с гражданами действительно должно было бы дать много пищи для размышлений, анализа и, главное, для выработки эффективных мер по разрешению острых коммунальных вопросов. Ведь на трибуне два ведущих ответственных чиновника, в компетенции которых управлять городским коммунальным процессом. А в зале – масса граждан, для которых, в конечном итоге, все это и проводится, и они принесли информацию, как говорится, из первых рук. И тут очень важно умело воспользоваться ею. А чтобы получилось именно так, надо быть самому в теме. Но, слушая «скромные» вопросы депутатов к отчитывающимся, а позже и к руководителям управляющих компаний, впечатления, что наши избранники хорошо владеют предметом разговора, не возникло. Разве что депутат В.И. Федоренко пыталась выяснить, что у нас за управляющие компании, и управляющие ли они, или всего лишь обслуживающие? Этот вопрос впоследствии задавали и граждане, но конкретно на него так никто и не ответил. Не нашел он отражения и в принятой депутатами резолюции (на слушаниях говорили, что примут резолюцию, а в газете принятый документ назвали рекомендациями), если не считать, что в одном из её пунктов вспоминают через запятую и управляющие, и обслуживающие компании.
Если первый докладчик А.А. Черных все больше делал упор на перечислении статистических данных: какие площади на обслуживании, сколько многоквартирных домов, сколько получают горячее водоснабжение и т.п., то второй – содокладчик - почувствовав, видимо, напряженность, излучаемую залом, перешел в наступление и сделал упор на критике электората: что, мол, законы надо знать, раз вы собственники – вы и заботьтесь о своей собственности и т.д. Такое впечатление, что Валерий Михайлович не перед депутатами отчитывался, а как белый миссионер пытался наставить на путь истинный диковатых аборигенов, которых осчастливили бусами, а они и не понимают своего счастья.
Диагноз: туннельное зрение В этом смысле диалога то, как раз, и не получилось. Представители электората предмет разговора давно уже прочувствовали на своих шкурах и кошельках, и говорили по существу, опирались на конкретные факты, цифры, нормативные акты. А «исполнительная власть» как будто что-то не договаривала, хотя, наверное, знала, о чем и почему помалкивает. Публикуя в газете отчет о «Первом блине…», автор из всей массы поднятых гражданами вопросов (а они у него вместились в три строчки), отметил более обстоятельно лишь ту самую, что выразил В.М. Ожиганов: «Выявилась еще одна сторона медали: нам гораздо сложнее осмыслить новую роль собственников жилья, долгое время полагающихся в этом вопросе исключительно на государство. Быть собственником жилья – хлопотно и ответственно, но это наша собственность, и заботиться о ней и управлять ею, должны мы».
Что там её осмысливать!? Всё предельно понятно! Из той политики на реформы ЖКХ, что провозглашена в России и приняты соответствующие законы, власти на местах и коммунальные структуры с энтузиазмом восприняли только одно: безграничный рост тарифов на сотни и тысячи рублей, а действий по реальному наведению порядка в ЖКХ – на копейки.
… это наша корова, и мы её доим! Сколько не говорили об управляющих компаниях, об их статусе и функциях, так ничего и не прояснилось. И в «резолюции-рекомендации» это не нашло своего отражения. Почему? Думаю, что можно назвать две причины: либо наша власть никак не может разобраться в нормах не такого уж и сложного законодательства, либо ведет она себя лукаво, исходя из интересов определенного круга лиц. Второе - вероятнее. И вот почему.
Согласно Жилищного Кодекса многоквартирные дома собственников не объединенных в ТСЖ обслуживаются управляющими компаниями на основании договоров, согласно которых последние осуществляют сбор всех коммунальных платежей и производят расчеты с ресурсоснабжающими организациями. Сбор средств ресурсоснабжающими организациями напрямую с граждан – не законен. Но у нас это именно так и делается. А отсюда возникает масса проблем. Пресловутое ресурсоснабжающее «Примтеплоэнерго» не имеет права напрямую заключать договора с абонентами многоквартирных домов и не заключает их, но деньги собирает. Оно должно по закону заключать их с ТСЖ, а там, где они не созданы – с управляющими компаниями. Управляющие компании должны заключать договора с жильцами на полное обслуживание дома, в том числе и по теплоснабжению, и по счетчику оплачивать потребление ресурса. В управляющей компании есть экономисты, которые профессионально могут проконтролировать качество поставляемого ресурса, профессионально рассчитывать его потребление в соответствии с температурой окружающей среды, и тому подобное. Но этого не делается, и даже нет попыток продвинуться в эту сторону.
Происходит это оттого, что такое положение дел всем выгодно: теплоэнергетики пьют своё молоко, водоснабженцы – своё, за канализацию деньги собирают третьи, за обслуживание дома – управляющие компании (которые по факту не управляющие). Всем хорошо, все улыбаются… кроме потребителей, потому что их превратили в бесправных лохов. Такие грубые слова применяю не для литературной экспрессии, а потому, что это так стало на самом деле. Если раньше «разводиловом» занимались криминальные элементы, то с некоторых пор в это включились вполне легальные структуры, коммерческие и государственные предприятия, и что хуже и страшнее - ветви власти. Они, видимо, осознали, что федеральные верхи далеко, у них свои дела, и им до фонаря, что вытворяет на местах их нижний конец властной вертикали. Либерально-рыночная политика практически не изменилась со времен Гайдара – Чубайса. Алчность, прикрытая заботой о рыночных движителях: о прибыли, конкуренции и т.п. – вот суть этой политики. А если учесть, что на это всё ещё наслоились и практически полное бесправие в выборах исполнительной власти и монополия партии бюрократов на «зачищенном» политическом поле, то вытворять можно, что угодно – силы, которая могла бы остановить таких «рыночников» – пока нет.
Контора пишет: куб – дадут, а два – запишут! Кто не клянет пресловутые ОДН? Все, кроме тех, кому они выгодны…, и нашим властям! Власти - молчат! Скромно поругивают постановление правительства № 307, разводят руками, мол, мы не виноваты… А ресурсоснабжающие организации потирают руки от вдруг появившемся удобном методе сбора дополнительных бобосов. И как бы граждане не доказывали, что коммунальщики допускают двойные начисления и необоснованное обогащение – всё божья роса!
Одна из выступающих, поднявшая этот вопрос на слушаньях, популярно объяснила, как происходят эти самые двойные начисления. За воду, к примеру, показания счетчиков принимают до 20 – 25 числа. А показания общих счетчиков снимают в самом конце месяца. В результате разница между суммарными показаниями индивидуальных счетчиков и показанием общедомового счетчика становится значительной. Она раскидывается на всех жильцов. А в следующем месяце граждане второй раз платят за воду, которую им посчитал их индивидуальный счетчик с момента, когда они сняли предыдущие показания до окончания предыдущего месяца. Чтобы не было двойных оплат, и чтобы погрешность в показаниях не превращалась в откровенный необоснованный побор граждан, показания общедомовых счетчиков необходимо снимать один раз в полгода, а еще лучше – один раз в год. Тогда погрешность приближается к нулю. Но разве что-то об этом появилось в депутатской резолюции? Ничего подобного! А хотелось бы прочитать такой примерно пункт: «Администрации города изучить практику начисления общедомовых затрат (электропотребление, водоснабжение), и добиться исключения двойного начисления за потребленные гражданами ресурсы. Ответственный… такой то. Срок исполнения…» Вот тогда, возможно бы, и получился блин!
В названии слушаний звучит красивая фраза: «От диалога – к сотрудничеству!». Диалог был, а сотрудничество где? В чем оно должно проявляться?
Классический феодал: права – безграничные,ответственности – никакой! А что, у нас в городе все в порядке с отоплением? Почему депутаты даже не задались вопросом о горячем водоснабжении в летний период? И это при отсутствии в городе других форм и способов помывки граждан! Понятно, КГУП «Примтеплоэнерго» - дитя самого губернатора, но это не значит, что люди летом не должны мыться!
Придет время и «Примтеплоэнерго» рухнет, как карточный домик, а городам вроде Дальнереченска останутся бешенные тарифы и окончательно убитые тепловые сети и котельные. А то, что они уже убиты видно на фотографиях: метровые снега тают там, где лежат теплотрассы. Не от того ли такие сумасшедшие тарифы на тепло? Ходит слух, что «Примтеплоэнерго» расчеты жильцам делает не по показаниям общедомовых счетчиков, а по общегородскому счетчику, раскидывает показания по домам, но с разными нормативами потребления. Это для того, чтобы потери в теплосетях, переложить на потребителей. Может быть, начальник жилищной инспекции сделает соответствующие (комиссионные) проверки и расскажет читателям, как на самом деле обстоят дела?
Все тепловые коммуникации города, кстати, переданы «Примтеплоэнерго» в безвозмездное пользование. Город ничего не получает за их эксплуатацию. А кто-то, используя их, – получает! Потом восстанавливать их будут за счет городского бюджета? Администрация, известно, вверх плевать не будет, не в российских это традициях. А вас, депутаты, этот вопрос не волнует? Вы то - от народа!
Сегодня, спустя восемь лет, как пришло в город «Примтеплоэнерго» городские коммуникации выставили на торги. Почему вдруг!? Не думаю, что такое стало результатом серии недавних судебных разбирательств с абонентами, пытающихся «оторваться» от «Примтеплоэнерго», когда первые стали требовать предоставить в суд документы, подтверждающие право работы «Примтеплоэнерго» в городе. Оказалось, что легитимных то документов нет! Ни этот ли комариный писк испугал великана? Вряд ли! Скорее всего, мавр сделал свое дело, мавр готовится уйти!
А как бы поступил Христос Виссарионович? Больше всех критики на слушаниях досталось ЛДКовской управляющей компании, возглавляет которую Лункин. Да и то от неравнодушных граждан, а не от депутатов. Критики было - выше крыши. А что в результате!? Лункин встал и ушел. А представитель администрации, образно говоря, развела руками и посоветовала найти другую управляющую компанию. Тут же сама и посетовала: «Да где ж её другую взять то…».
А не забота ли администрации и депутатов создавать эту самую конкурентную среду, раз мы так «глыбако» погрузились в рыночную среду?
Глава администрации Лидия Геннадьевна Шамардина, наверное, хорошо помнит, как проходили бюро горкома КПСС или исполком Совета народных депутатов. Представить такое не возможно было, чтобы тот, кого критиковали, мог вот так, как Лункин, встать и уйти. В таком случае он ушел бы навсегда и про кресло своё забыл бы на веке.
Тут уместно вспомнить и о том, как тогда готовились к подобным мероприятиям. Назначался ответственный за подготовку вопроса, создавался вопросник, отражающий специфику темы, создавалась рабочая группа, которая собирала информацию по данной теме. Потом писалась справка, потом проект постановления, документы выдавались членам исполкома или членам бюро за неделю до проведения заседания. Да и заседали в этих органах люди опытные и компетентные, все больше руководители крупных предприятий и организаций. Тот, кому приходилось отчитываться, обливался холодным потом, потому что спрашивали, как говорится, не в бровь, а в глаз. А потом принятое постановление ставили на контроль, и при необходимости этот же товарищ вторично вытаскивался на отчет. Попробуй что-нибудь пожужжи невнятное - быстро должность отстегнут.
Единожды солгавший… И еще об одном пункте рекомендаций, которые депутаты сделали в адрес юридической службы Думы городского округа «…изучить вопрос законодательной инициативы в Законодательное собрание Приморского края о приведении в соответствие законодательства в жилищной сфере (№261-ФЗ)».
О чем идет речь – непонятно! Кто может сказать, что предложения об изменениях в законодательстве будут отражать интересы граждан? Мы то уже давно уверены, что исполнительная власть на интересы потребителей плевала с высокой горки. Достаточно вспомнить пресловутый Регламент, подготовленный администрацией для тех, кто разрывает отношения с «Примтеплоэнерго», и отмененный впоследствии прокуратурой, как незаконный. А единожды солгавший, кто ж тебе поверит?!
Так что не надо забывать про гласность, писать надо конкретно: что вы собираетесь инициировать, прикрываясь открытыми депутатскими слушаниями. Создалось такое впечатление, что прошедшие слушания проведены были не для того, чтобы распутать клубок всевозрастающих противоречий в области коммунальных отношений, а для того, чтобы провести дежурное модное мероприятие и красиво отчитаться перед вышестоящими инстанциями о проделанной активной работе с гражданами. В этом единстве подходов исполнительной и представительной власти к коммунальной теме просматривается некая общая их солидарность в противостоянии между собственно властями и гражданами, и налицо разность их интересов.