Женщина отравила бывшего мужа ради квартиры, свекровь и свёкра — из-за свинофермы и убила школьников, поведение которых ей не нравилось.
Школьная посудомойка-отравительница Тамара Иванютина стала одной из трёх женщин, которых расстреляли в послевоенном СССР. Смертные приговоры выносили большему числу подсудимых, но в исполнение их привели только в отношении трёх, сообщает Лайф. Так почему же Иванютину сочли одной из самых страшных убийц в Советском Союзе.
В марте 1987 года из школы Подольского района Киева увезли в реанимацию 13 человек — педагогов и учеников. У всех были признаки страшнейшего пищевого отравления, но смущал один нетипичный в таких ситуациях симптом — выпадение волос. Медики стали думать, что у всех госпитализированных — тяжелейшая форма гриппа.
Когда милиция приехала в дом к 45-летней посудомойке Тамаре Иванютиной, обнаружила пузырёк с неизвестной жидкостью (в последствии оказалось, что это водный раствор на основе соединений таллия — жидкость Клеричи), который хранился в ящичке. Экспертиза (сделали за одну ночь) показала содержание таллия. Кто отравитель школьников, стало ясно. Иванютину арестовали в тот же день. Да и сама посудомойка не отрицала на допросах. Чем больше милиционеры узнавали о том, что творила эта 45-летняя женщина, тем больше история приводила в состоянии шока даже правоохранителей.
Умерли двое детей и двое взрослых. После тщательной проверки выяснилось, что все они погибли от отравления таллием. Убийцу стали искать среди сотрудников школы.
Как оказалось, такой метод избавляться от проблем практиковали еще её родители. Тамара (в девичестве Масленко) выросла в многодетной семье: у неё было две сестры и три брата. Родители всегда подчёркивали, что главное в жизни человека — достаток. Как позже писали украинские СМИ, семья использовала тот же метод для избавления от неугодных людей.
Родители и шестеро детей жили в коммуналке. В таких условиях без скандалов не обходится никогда: "Ой, вы воду пролили", "Ой, у вас ботинки были грязные, а вы в них на кухню", "Дети громкие" и прочее, прочее, прочее. Как позже оказалось, тех, кто делал замечания особенно настоятельно, Масленко угощали то апельсинами, то оладушкой.
— Нужно не жалобы писать, а дружить со всеми и угощать. Но в пищу особенно зловредным добавлять яд, — говорила мать Тамары, Мария Масленко. Эту фразу в семье воспринимали как шутку.
Эти же слова Иванютина позже скажет сокамерницам, чем приведет их в ужас. Следователи установили, что только в течение последних десяти лет она получила столько отравы, что хватило бы уложить чуть ли не полгорода.
Следователи вряд ли бы узнали о том, откуда действительно посудомойка почерпнула свой метод убийства, если бы не один факт. Когда Тамара уже была под следствием, мать напекла оладушков и пошла в гости к соседке — поздравить её с выходом на пенсию.
Женщина побоялась пускать в дом мать отравительницы, и, сославшись на плохое самочувствие, отказалась чаёвничать. Оладушки, правда, забрала: "Я же так для тебя старалась, сколько лет рядом живём, ну чего ты". Пока женщина придумывала, как незаметно избавиться от выпечки, кошка съела пару штук. Этого хватило для того, чтобы животное через несколько часов скончалось.
Соседка позвонила в милицию. Экспертиза показала всё тот же раствор. В итоге под суд пошли мать, отец Тамары и одна из её сестер, Нина. Супруг Иванютиной тоже скончался при странных обстоятельствах. Следователи доказали, что его отравили.
Убив первого мужа, Иванютина получила квартиру в Киеве. Как позже выяснили следователи, он работал дальнобойщиком, а скончался несколько лет назад. Как оказалось супруга женщина травила довольно долго, а последней каплей, после которой муж уже не оправился, стали бутерброды, положенные ему в рейс. По возвращении из него мужчина умер.
Вскоре она вышла замуж во второй раз. Родители Олега Иванютина (второго супруга) владели своей фермой, в СССР это был верный способ обеспечить себе безбедную старость… Видимо, из-за фермы посудомойка и подписала им смертный приговор.
Родители второго мужа сгорели буквально за несколько дней. Сначала "из-за проблем с сердцем" погиб свёкр посудомойки. Тамара изначально утверждала, что свекрови так тяжело было из-за смерти мужа, что на похоронах ей стало плохо. Потом правоохранители провели эксгумацию и нашли в телах таллий.
Как позже выяснил второй муж Тамары, жена подыскивала покупателей и на квартиру, где они жили. Соседям сказала, что отец Олега умер от наследственного заболевания, а сейчас его обнаружили и у её супруга.
Всё это время она работала в советской школе № 16, куда вообще не должна была попасть. Дело в том, что Тамара в молодости на год была осуждена за спекуляцию и по закону её не могли принять в учебное учреждение. Но отравительница решила проблему, добыв поддельную трудовую книжку, и в сентябре 1986 года приступила к обязанностям.
Коллектив был изначально ей доволен: сковородки сверкают, сама посудомойка чистоплотная и аккуратная. Казалось бы, что ещё нужно? Однако были факторы, которые бесили коллег.
Во-первых, Иванютина очень любила находиться в помещении, где готовят еду. По действовавшим тогда санитарным нормам, её вообще не должно было оказываться в горячем цехе, когда там готовят. Но это, как позже рассказывали сотрудники школы, не смущало работницу, которая регулярно приходила. На все замечания она просила отстать, огрызалась. Дошло до скандала — стали искать замену. Но желающих не было, на этом всё и закончилось.
Второй фактор, от которого педагоги были в шоке — им и детям регулярно делали замечания. Причем не только за грязную посуду. Например, Иванютина возмущалась, когда дети хотели забрать с кухни косточки или оставшуюся еду домой, кошкам или собакам. Иванютина каждый раз ругалась и говорила, что у неё есть свиньи и куры, которым надо чем-то питаться.
В ноябре всё того же 1986 года в больницу обращались поочередно первоклассница и пятиклассник. Они чувствовали слабость и боль в ногах, тошноту. Кроме того, у пятиклассника выпадали волосы, а первоклассница полностью облысела.
Тогда медики предположили, что они заболели гриппом, который дал такие нетипичные осложнения. К тому же вскоре они пошли на поправку, поэтому ситуации не предали особого значения и вспомнили только после задержания Иванютиной.
Не придали значения и внезапной смерти диетсестры Натальи Кукаренко, которая скончалась в начале марта 1987 года. Женщина, которая ничем не болела, перестала двигаться и умерла. Когда провели эксгумацию её тела, нашли таллий.
Кстати, посудомойку вообще заподозрили после обысков на кухне. Дело в том, что Тамара вела себя очень нервно: пыталась оттолкнуть милицию, огрызалась и хамила во время следственных действий. А внятно объяснить причины своего поведения так и не смогла.
Следователи выяснили, что таллий, с помощью которого орудовала вся семья Иванютиных-Масленко, как правило, используют во время работ геологи. Но отравители не имели никакого отношения к данной профессии.
Как позже оказалось, лаборанткой в Киевской геологоразведочной экспедиции была близкая подруга семьи. Вот у нее и брали яд — говорили, что очень нужно потравить крыс.
Сторона обвинения доказала, что Иванютина и Масленко отравили 40 человек, из которых 13 скончались. 20 отравлений и девять смертей — на совести Тамары.
Экспертиза признала их вменяемыми. Специалисты позже отметили, что у всех была завышена самооценка. Убийства они совершали или посчитав, что их оскорбили, или просто из зависти. Ещё одним важным фактором была жажда наживы. Говорят, когда Тамара поняла, что из заключения уже не выйдет, пыталась откупиться от следователей, обещая горы золота. Потом она и вовсе отказалась от показаний, однако по каждому убийству уже собрали доказательства.
На каждое заседание в Киевский городской суд приходила целая толпа народа: школьники, журналисты, знакомые Масленко, родственники погибших…
Тамару приговорили к расстрелу. Предписание суда исполнили на территории Лукьяновского СИЗО нынешней украинской столицы.
Отца приговорили к 13 годам лишения свободы (на момент суда ему было 79 лет), 77-летнюю мать посудомойки-убийцы — к 13 годам, сестру — к 15. Услышав приговор, присутствующие едва не подняли бунт — требовали для них всех высшей меры наказания. Родители Иванютиной окончания срока не дождались — умерли в тюрьме. А вот сестра, как писали СМИ, освободилась. Однако, где она и жива ли до сих пор, неизвестно. Ту самую квартиру на улице Героев Сталинграда, ради которой она отравила человека, передали другому человеку.
Где деньги, Зин?
Культура 05.07.22Дембельский аккорд Царкова
Власть 13.09.22А теперь вишенка на торте
Общество 13.09.22Диагноз Царкова «Остановка в развитии»
Общество 10.03.22Вместо благодарности пинок под зад?