Чуть больше месяца осталось до начала работы государственной программы по утилизацию старых автомобилей (старше 10 лет), стартующей 8 марта 2010 г., но о том, каким будет алгоритм ее действия, никто толком ничего не знает.
Как известно, автовладельцу, решившему участвовать в программе, необходимо будет привезти официальному продавцу выбранного автомобиля сдаваемый автомобиль с распечатанным с сайта Минпромторга утвержденным бланком свидетельства об утилизации. Кроме всего прочего, надо будет оплатить до 3 тыс. руб. по договору за утилизацию.
Есть в этом автоутилизационном уравнении еще одно "известное" - 11 млрд руб., которые правительство готово выделить на эту программу, в расчете 10 млрд руб. на обеспечение сертификатов и 1 млрд руб. - на компенсацию дилерам непосредственно за утилизацию автохлама. Несложная арифметика позволяет увидеть, что осчастливить решено 200 тыс. владельцев старых авто, в то время как по очень "независимой экспертной оценке", автомобилей старше 10 лет по стране бегает чуть ли не 70%
Дальше уравнение напичкано одними неизвестными. Например, не попадают под программу автовладельцы, чьи автомобили уже давно сгнили или просто пропали, но на руках у владельцев остались регистрационные документы да дважды в год приходящее напоминание об уплате транспортного налога. Почему?
Если человек, не имея машины, платит налог как за существующую единицу, оставшуюся в базе и несписанную, то почему он не попал в программу? В чем смысл ее, хотя бы на Дальнем Востоке, где в заботливых руках многих автовладельцев прекрасно себя чувствуют как 10-летние "Короллы", так 30-летние "копейки"?
Позвонив в компанию, скупающую на лом старые автомобили, мы узнали массу интересного. Сотрудник, представившийся Эдуардом, пояснил, к примеру, что специальные прессы, перемалывающие автомобильные кузова, в деле утилизации авто - вчерашний день. Сегодня весь цивилизованный мир использует утилизаторы, которые перемалывают авто в металлопластиковую труху. Так вот, стоят такие измельчители от $15 млн до $30 млн.
Даже если обойтись старым проверенным прессом, какие имеют уважающие себя предприятия по переработке лома цветных и черных металлов, то компенсация в 3 тыс. руб., что обещает государство на утилизацию, мала. Добавим, что эти деньги должен заплатить владелец авто, а уже потом эти траты ему будут компенсированы. А ведь до пресса машину надо доставить, и не каждый поселок имеет солидный пункт по приему лома, с прессом и бригадой профессиональных разборщиков. Следовательно, надо машину, если она не на ходу, перевезти эвакуатором, стоимость которого по краю в среднем от 1,5 до 3 тыс. руб. в час.
Если рассматривать утиль как источник металла и пластика, то интерес у потенциальных утилизаторов есть.
Во-первых, после того, как 1,5 года назад фактически был перекрыт экспорт металлолома, цена его упала в разы. Во-вторых, раньше можно было пристроить пластик и покрышки, сегодня, чтобы сдать те же бэушные колеса, надо заплатить фирме-переработчику, поскольку утилизация шин, оказывается, очень энергоемкое предприятие.
Идем дальше и потихоньку углубляемся в административно-разрешительное болото. Чтобы подзаработать на ниве утилизации машин, необходимо иметь соответствующую лицензию, которая в свою очередь предъявляет такие требования, что компании-переработчику одного пресса будет мало. Здесь нужна база, которая по материально-техническому и кадровому потенциалу должна тянуть миллионов на 10-15! Таким требованиям в Приморском крае соответствует лишь ООО "Вторчермет" с его многочисленными филиалами.
По словам замдиректора ОАО "Уссурийский авторемонтный завод" Виталия ГОРОВОГО, его предприятие готово утилизировать старые автомобили, и, как считает Виталий Владимирович, желающие найдутся. Главный подвох, по мнению замдиректора, кроется даже не в желании или отсутствии такового среди тех, на кого эта программа рассчитана.
По мнению Виталия Горового, в Приморье доля отечественных автомобилей хоть и составляет около 7%, но это почти 30 тыс. единиц! Если отбросить машины уже умерших владельцев, сгнившие, утерянные, украденные и т.д., то с десяток тысяч желающих наберется. По программе на утилизацию и обмен они потребуют из обещанных денег 600 млн руб.
- Не факт, что именно столько денег будет предоставлено Приморью, - поясняет Виталий Горовой, - максимум - несколько миллионов. Но тогда стоит ли потенциальным переработчикам ломать копья в битве за лицензию, покупать дорогостоящее оборудование, нанимать и обучать персонал?
На этот вопрос можно будет дать ответ после 8 марта, когда программа начнет работать, но уже сегодня видно, что очередная идея оживить авторынок страны может быть торпедирована не только отсутствием интереса со стороны рядового потребителя, но и бюрократическими препонами на пути, в принципе, неплохой идеи.
Кстати, опрос, проведенный на сайте zrpress.ru, яснее ясного показывает отношение наших граждан к идее утилизации автомобилей. Из более тысячи принявших участие в опросе, только 37 респондентов отнеслись к идее правительства положительно. Основная масса автовладельцев (732) не увидела в списке предлагаемых отечественных машин "на замену" более-менее привлекательного варианта, ну, а каждый десятый респондент не нашел условия программы привлекательнымиГде деньги, Зин?
Культура 05.07.22Дембельский аккорд Царкова
Власть 13.09.22А теперь вишенка на торте
Общество 13.09.22Диагноз Царкова «Остановка в развитии»
Общество 10.03.22Вместо благодарности пинок под зад?