, 16:34 26.04.11
Просмотров:1376
От принципа: закон что дышло… - к принципу: закон для всех един.
Одной из острых социальных тем не только Дальнереченска, но и всего Приморья остается тема отношений граждан, проживающих в многоквартирных домах, с краевым государственным унитарным предприятием (КГУП) «Примтеплоэнерго».
В нашем интервью с преподавателем ДСЭИ филиала ДВФУ Еленой Геннадьевной Помогаевой речь пойдет не только о взаимоотношениях с краевым монополистом, но и о правовой составляющей этой темы, которая во многом определяется органами государственной власти: её исполнительной и представительной ветвями, судами, прокуратурой и другими службами. С этой темой Елена Геннадьевна знакома не понаслышке. Она сама в числе абонентов, разорвавших договорные отношения с «Примтеплоэнерго», и ей тоже пришлось ходить в суды по искам КГУП. Недавно она получила диплом юриста, и тема его защиты была напрямую связана с правами потребителя. Об этом наш первый вопрос.
- Елена Геннадьевна, мы Вас поздравляем с получением второго диплома! Расскажите о Вашем образовательном статусе, и какие учебные заведения Вы окончили?
- Спасибо за поздравления! Первое образование экономическое - Приморский сельскохозяйственный институт, г. Уссурийск. А в феврале этого года я защитила дипломную работу на тему: «Права и обязанности собственника жилого помещения» в Российской академии правосудия (РАП). Это ведущий юридический ВУЗ Российской Федерации, занимающийся подготовкой специалистов для судебной системы. Её учредители - Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ, создана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11.05.1998 г. № 528.
- Как проходила защита? Как отреагировали члены государственной комиссии на практику приморских судов в том аспекте, который Вы исследовали в своей дипломной работе?
- В её состав входили авторитетные работники судебной системы и представители столичной академической науки. Возглавлял ГАК Председатель Хабаровского Арбитражного суда Н.Н. Серов. В состав комиссии входил заместитель председателя Хабаровского краевого суда В.М. Вдовенков (до 2007 года был председателем Хабаровского краевого суда). То есть, и теорию и практику юриспруденции эти люди знают, как отче наш.
В дипломной работе мною была использована практика Дальнереченского суда, и, естественно, отношения собственников жилья с поставщиками услуг. Члены комиссии были удивлены тому, как на территории Приморского края трактуются законы: в угоду власти, в угоду экономическим интересам монополиста, как игнорируется нормативная законодательная база, призванная защищать права потребителя.
- Представители власти упрекают дальнереченцев в незнании законов, в частности, начальник отдела государственной жилищной инспекции администрации Дальнереченского городского округа Ожиганов В. М. делал это и через газету и на известных депутатских слушаниях. Как Вы расцениваете такие сентенции?
- Я не стану заявлять по Жванецкому, когда на критику оппонент отвечает: «Сам дурак!». Не надо про эту тему думать упрощенно. Валерий Михайлович далеко не безграмотен в нормативной базе. Но он винтик «административного ресурса», он не может по-другому. Командир сказал: «Люминий», – значит люминий! И никаких нравственных переживаний, никаких угрызновений совести….
Власти в угоду своим интересам трактуют нормативную базу. И хотят в этом убедить население, заставить, сломить сопротивление. Поэтому и заявляют: «Вы не знаете законов!». Это они хотели бы, чтобы так было. Но на самом деле люди хорошо разбираются в законах.
Конечно, не все дальнереченцы знают законы. Но они и не обязаны их знать. Их интересы должны защищать те, кто сидит в кресле того же начальника инспекции, кто носит прокурорские мундиры, кто одевает судебную мантию, кто заседает в депутатских креслах – те, кто получает заработную плату из бюджета, живет на средства налогоплательщиков. Если они этого не делают, то они не профессионалы, а деятельность их становится безнравственной.
Предприятия, оказывающие коммунальные услуги, натурально обирают население, с помощью тех же ОДН, завышенных тарифов, а вышеперечисленные инстанции делают вид, что ничего дурного не происходит.
Именно Ожиганов, как должностное лицо исполнительной власти, должен следить за изменением нормативной базы в вопросах ЖКХ, и именно он должен следить за исполнением законодательства в этой области. Но, судя по его последним публикациям в СМИ, он вообще не компетентен в вопросах ЖКХ. Он должен контролировать взаимоотношения потребителей с ресурсопоставляющими и обслуживающими предприятиями на предмет соответствия нормативно правовой базе. Он же начальник (!) государственной (!) инспекции.
- «Свежеиспеченному» дипломированному специалисту обычно говорят: забудьте, чему вас учили в институте, в жизни все по-другому? Это про нашу ситуацию?
- Нет! Законы принимаются для того, чтобы регулировать отношения в обществе, в государстве. Они должны быть соблюдаемы, исполняемы. Если это не так, то говорят: законы в стране не действуют. Отсюда всякие пороки проистекают: преступления против личности, массовые хищения, коррупция, нарушение прав человека, гражданские неповиновения и т. д. В обществе нарастают противоречия, которые оборачиваются социальными потрясениями и, боже упаси, революциями. 20 лет назад такое уже было в России. Телевидение такие примеры регулярно нам демонстрирует по событиям в Египте, Ливии, Тунисе и многим другим странам. Если наши лидеры хотят, чтобы и у нас такое же происходило, то можно законы игнорировать. А судя по тому, как проходят реформы в ЖКХ, - то напрашивается утвердительный ответ. Хотя фактически на лицо просто низкая организаторская способность властей, профессионализм – ниже плинтуса, и контроль за их деятельностью отсутствует.
- Какой может быть контроль, когда действия местных властей инспирируются с краевого уровня? Вот и сочиняют «на местах» разного рода «Регламенты», дабы лишить граждан возможности пользоваться правами, определенными Конституцией РФ и федеральными законами. А Вам не кажется, что Ожиганов, в некоторой степени прав, когда говорит: «Почему же вы суды проигрываете?».
- Но он то понимает, почему нами проигрываются суды. И мы понимаем. И другие понимают. На бумаге написано, что суды у нас независимы, а на самом деле судьям очень легко сверху выворачивают руки. Поэтому подзаконные акты ставятся выше федеральных законов. Отсюда и выходы за пределы заявленных исков. И по одному и тому же иску появляется два решения взаимоисключающих друг друга. И многое другое. Меня удивляет: как же надо не уважать свою профессиональную честь, чтобы так игнорировать законы. В итоге рушится доверие к судам, вообще к власти – и это тяжелейшие удары по обществу, по самой власти.
- Первые лица государства нам говорят, что судьям надо повысить зарплату, чтобы они были независимы. И им её хорошо повысили. А что же происходит с независимостью? Она то почему не повысилась?
- По отношению к нам – гражданам - они действительно стали независимы. Я это говорю без сарказма. А вот по отношению к власти они наоборот стали очень зависимы. Кому же хочется уходить с высокооплачиваемой должности! А когда давление идет с самого верхнего уровня краевой власти, то сопротивление, как говорится, бессмысленно. Хотя это моё утверждение спорно.
- Елена Геннадьевна, Вы тоже из числа тех, кого через суды обязали оплачивать не потребленную тепловую энергию. И судебные решения уже вступили в законную силу…
- Более того, уже в бухгалтерию пришли исполнительные листы, как на алиментщика, чтобы высчитывать из моей зарплаты в пользу КГУП «Примтеплоэнерго». У нас этот монополист, как малое беззащитное дитя в семье, которую бросил непутевый отец. Все силы административного ресурса края брошены на защиту этого монополиста. И будут высчитывать, хотя изначально оснований для иска не было, и нет. Я купила квартиру на пятом этаже. В ней не было батарей. Три года никто никаких претензий не предъявлял. И вдруг: вы обязаны платить! С какой стати! За какую такую услугу? До моей квартиры даже трубы не доходят. Отапливаюсь электроэнергией. То есть, чтобы предъявить иск должно быть основание для предъявления иска. Не желание получить, а именно основание. В нашем случае - нет основания. Поэтому суды за уши притягивают это основание, ссылаясь на местные правовые акты, которые, в конечном итоге, прокуратура отменила, как несоответствующие закону. Я думаю, то, что с нами проделывают власти, - это «охота на ведьм». Мы не такие как все, захотели улучшить свои жилищные условия и не зависеть от того, завезли ли уголь, есть ли средства на проведение ремонтных работ и т.д. А самое главное, мы не хотим платить за чье-то разгильдяйство. И закон на нашей стороне.
- Разгильдяйства – хоть отбавляй, но не меньше и корыстного интереса. Если стоит общедомовой счетчик на доме и предприятие получает сполна за свою энергию, то зачем ему ещё дополнительно взимать деньги с тех, кто не пользуется ею?
- Такие действия квалифицируются п. 3, ст. 159 УК РФ. Мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения. И я уже подала заявление в Дальнереченский ГОВД с просьбой привлечь к уголовной ответственности лиц, которые такими делами занимаются.
- Тогда и нам надо последовать Вашему примеру? Пусть следственные органы проверят на предмет законности действий должностных лиц КГУП «Примтеплоэнерго». А мы пожелаем им, а в конечном итоге, и нам, успехов!
- Да, конечно! Пора хотя бы немного продвинуться от принципа: закон что дышло… - к принципу: закон для всех един.
Интервью вел Владимир Горбачев