Общество, 12:28 8.07.21 Просмотров:914

​​​​​​​Он рвал свою душу и жизнь – на части. Чтоб успеть всё

Последняя фотография с Михаилом Личенко, 4.07.2001 г.

Но мечта осуществилась гораздо позже.

Он истребителем летал над этим местом,

Он словно гордый птиц орлан

Царил тут повсеместно.

Хотел он граду своему отдать все силы,

Чтоб взмыть повыше, но сложились крылья.

 

Сидело воронье, трепало,

Что много тут всего, да взять бы малость.

Порастащили то, что собиралось,

И ничего от мира гордого орлана не осталось.

 

Удел дельцов хватать чужое по дешевке,

Расковырять и хвастануть в экстазе на тусовке.

Они, как нечисть, поживились и пропали,

Нажрались общего, в небытие упали.

 

Но материальное тащить эка забава,

Отсохнут ручки бравшие, прикусят жало.

Останется о гордом птице память на просторах,

А воронью – ничто, скакать, да каркать на заборах.

(Т. Мищук)

 

История не терпит сослагательного наклонения. А в жизни люди часто им пользуются. Человек, ушедший от нас в мир иной на взлёте своей жизни, о котором вспоминают в Дальнереченске с теплотой, уважением и бережностью вот уже как 20 лет, мог быть не только хорошим инженером, директором совхоза, главой города, которых много в стране, но и одним из первых руководителей Приморского края. Потому что по складу характера, энергетической мощи, силе-воли, организаторским способностям и трудолюбию был Лидер. Если бы не политические выборные баталии, в которые он со всей своей прямотой и ответственностью рванулся в самом начале нового столетия. Они, полагаю, пошатнули его здоровье. Если бы…

Незнакомы мне были первые руководители до него, но Дальнереченск в год первого моего приезда сюда в 1994 году показался мне обычным, как все небольшие провинциальные города, рядовым и скучным. Добрые слова о городе и расцвете его услышала позднее. Воочию город увидела, оценила, влюбилась в его жизнелюбие и осталась тут в мае 1998 года. Цветущий, благоухающий, чистенький, живой город. Мне тогда же довелось познакомиться с М.Н. Личенко, как оказалось потом это были годы его расцвета как руководителя города. В городе тогда, как и в самОм первом руководителе, чувствовалась энергия, позитив, движение и жадное желание скорейшего развития. Шло поступательное движение вперёд. Нестандартное мышление главы города ошеломляло в ту пору многих, заставляло следовать его курсу. На него равнялись, рвались исполнять его поручения по первому указанию, с ним советовались, в большинстве случаев соглашались и предпочитали дружить. Город шёл его проложенным чётким курсом. Личенко хотелось многого, и успеть всё сразу. «Бешеный» ритм жизни главы не давал ему возможности кабинетного стиля управления все пять лет его правления Дальнереченском. Главу видели люди в городе везде, в разных местах и практически одновременно. Поэтому разговоры зачастую велись налету. Правда ради интервью для газеты и радио «Дальнеречье» (радио возродилось в городе в конце столетия благодаря только его усилиям и желанию) выделялось время и в кабинете главы, на третьем этаже администрации города.

Летом 1998 года, в одном из наших разговоров, затронута была тема о придании статусности городу через его казачью историю. Михаил Николаевич высказал мечту: хотелось бы ему, чтоб годом основания Дальнереченска считался 1859 год, поскольку в те далёкие годы на территорию будущей станицы Графской по Указу царя Александра II, изданному на основании Айгуньского и Пекинского договоров между Россией и Китаем, прибыли первые поселенцы: казаки. Они селились вдоль государственной границы, обустраивались, обживались и одновременно охраняли государственную границу. Тогда же Личенко сетовал, что не все горожане и интеллигенция города эту его идею в Дальнереченске поддерживают, но работать в этом направлении он, как глава, уже начал. Мало на кого можно надеяться в этом деле, сказал. И времени мало. «Хочу успеть к 2000 году. Конец года, конец столетия, конец тысячелетия!!! Чтоб город имел статус первого города в крае. Это главное!»

Высоко с мечтой своей взбирался. Как-то удивительно было мне тогда это слышать. Но всё с идеями и планами на ближайшую перспективу этого человека стало понятно. Всё ещё было впереди… Все вокруг этого человека были полны сил, воли, уверенности в завтрашнем дне. Все были на драйве, на волне, на подъёме, заданными им.

Буквально через год, в июле 1999 года, Дальнереченск уже праздновал свой день рожденья - 140 лет.

На юбилей города пригласили именитых гостей. Сам губернатор края Евгений Наздратенко, человек претенциозный и избирательный, почтил город своим присутствием.

А вот глава Владивостока Юрий Копылов, как потом междусобойничали гости праздника, тоже приглашенный и собиравшийся на юбилей Дальнереченска, узнав о том, что праздновать будут 140 лет, а Владивостоку в тот год было всего 139, ехать категорически отказался, завернул назад.

Юбилей нашего города отлично подготовили и замечательно справили. Выложились и отличились все. Горожане, город и глава зажили дальше каждый своими планами. И вроде бы накал страстей по поводу года основания Дальнереченска поутих. Как бы достиг Михаил Николаевич того, чего хотел. Правда не исторически, как бы без основания, по его мечте и желанию. Но тогда на этом и остановились. Да были и другие, не менее впечатляющие события, дела у него и его города впереди. Стройки, латанье расползавшихся бюджетных швов, решение многих коммунальных вопросов, участие и победы города в краевых и Всероссийских конкурсах, победы во многих из них, сложные разговоры с горожанами относительно жизни, нововведённого налога с продаж, приоритетность городского потребительского и товарного рынка за местными, укрепление международных отношений с соседями, создание филиала ДСЭИ, удержание ценообразования на территории, ускоренный пульс развития муниципальных предприятий и учреждений, встреча и празднование Миллениума, к которому приготовлен был главой города, его командой, сподвижниками просто ошеломляющий своей красотой ледяной городок; в декабре 2000 года выборы в главы города…

Он рвал свою жизнь на части, чтобы успеть всё. Взлетал и побеждал. Вместе с ним взлетал и побеждал его город. Для Личенко, который был ещё и депутатом краевой Думы поочередно двух созывов, одновременно с основной работой шла напряженная и сложная деятельность вне города: в крае шли политические баталии между губернатором Е. Наздратенко и председателем краевой Думы С. Дудником. Внутри краевой Думы образовывались депутатские объединения. Личенко вошёл в «Возрождение Приморья».

И это всё шло на фоне меняющейся ситуации в крае и стране… Личенко отлично знали в Дальнереченске. Его за период работы депутатом краевой Думы, главой муниципального образования г. Дальнереченск очень хорошо узнали и в крае. Он шел в 2001 году почти вровень с первым эшелоном руководителей краевой власти. Потому как был знающим, целеустремленным, упорным, опытным и мудрым хозяйственником, последовательным законотворцем, успешным главой города. У Дальнереченска тогда было для жизни всё и во всех сферах жизнеобеспечения. На каком уровне - другой вопрос, но город усердно карабкался вверх, не затихал, работал, тянулся к лучшему. Сферы предпринимательства, торговли, образования, здравоохранения, культуры, спорта функционировали, как часики, были на своём пике, поддерживались местные предприятия на возможных, при тех условиях, уровнях. До 7 июля 2001 года…

14 июля 2001 года город потрясла моментально облетевшая всех скорбная и печальная весть. После непродолжительной болезни преждевременно ушёл из жизни Глава города, депутат двух созывов Приморской Думы Михаил Личенко. Город как бы споткнулся, как бы встал. Напоминал застывшее изваяние коня, остановленного на скаку и вставшего на дыбы от неизвестности, страха и ужаса… Что будет? Дальнереченцы плакали всем городом. Не стеснялись. Никогда ещё в центре города у Дома культуры «Восток» не собиралось такое количество скорбящих, пришедших проститься с Михаилом Николаевичем. Плотным кольцом вокруг гроба и семьи стояли соратники, друзья и товарищи. Казалось, всё тридцати тысячное население города собралось вместе, чтобы с ним проститься. Заполонили горожане все прилегающие улицы. Несмотря на огромное скопление народа, было относительно тихо. Поэтому слышны были речи говорящих. Мы хоронили своего первого руководителя, патриота города, гражданина, скромного и замечательного ЧЕЛОВЕКА. Что будет потом, как будем жить, будут ли решаться вопросы, на которые люди не успели получить ответы от Михаила Николаевича… Многие «били себя в грудь» и обещали семье Михаила Николаевича и городу всемерную помощь и поддержку. Обещали продолжение его дел.

Личенко замыкал в городе решение в основном всех вопросов на себе. Поэтому задачи и решения многих городских дел притормозило. Проблемы нависали. Началась охота на мэрское кресло. Выборы. Куда подевались обещания, клятвы и заверения в продолжении дел. Город и его собственность с 2002 года терзали, рвали на куски за мизерную плату в бюджет, представляя всё в виде оптимизации и закрытия бюджетных дыр. Дела его старались принизить, и началось выпячивание сомнительных достоинств местных нуворишей.

За всеми передрягами, проблемами, бедами, которые захватили Дальнереченск после смерти Личенко, как-то город споткнулся, покатился с горочки, развеялась в воздухе надежда на дальнейшее величие Дальнереченска среди других городов края, сузилось желание подъёма и успешности во всём, что планировал усопший. Сама мечта Михаила Николаевича о придании исторически статуса ПЕРВОГО городу, через историю заселения казаков, потускнела. Город должен жить своей жизнью. И он жил. Как позволяли. Последующие наши городские управители могли делать то, что они считали правильным и нужным. У кого власть и деньги, тот диктует. Как же иначе им, последующим, было выделиться перед людьми на фоне яркой памяти горожан о Личенко? Незабываемой памяти. С ним сравнивают каждого последующего главу города и мэров. Результат сравнения определяет каждый для себя. Что и кто навытворял после лета 2001 г. с Дальнереченском, уже много написано и сказано. Ещё больше писано сколько и куда ушло городской собственности и за какие деньги. Город все последующие годы колбасило и в прямом и в переносном смысле. Как в экономическом, так и в социальном, так и в культурном, так и в историческом плане. Люди путались, празднуя то 30-летие, то 85-летие… Однажды даже о 100-летии со дня основания намекали…

Но позабытая и брошенная мечта Человека…она через память давала знать о себе, периодически возникала. Надо, чтоб было. Чтобы БЫЛО! ПОТОМУ ЧТО! Никому в городе особо не хотелось больше мечтами Личенко заниматься. Хотя отдельные личности себя считали продолжателями его: вон даже дорогу канатку на Китай затеяли… А не хотелось помнить, что отказался Михаил Николаевич в своё время от этой идеи? Народ просил и требовал сохранить город пограничный, сохранить рабочие места для местных жителей. Дать возможность своим, местным людям зарабатывать и содержать свои семьи. На самом деле всё больше дела и мечты М.Н. Личенко, на мой взгляд, разрушались. Всё что собирал, организовывал, соединял и преобразовывал он – ушло в первые же после его смерти годы.

Только не его главная мысль, засевшая мне в голову в 1998 г: чтоб город стал ПЕРВЫМ. Личенко стремился быть первым во всём. Вот вроде не коренной он, не иманский был по рождению, а такая сила в том, чтоб Дальнереченск первым был. Значит надо продолжать начатое им. Мэры меняются, задача осталась открытой.

По 2006 год велась работа: опрашивались люди, искались зацепки, крупицы мнений, факты, собирались для такого хорошего дела соратники, люди активные и инициативные. Мою инициативу по установлению года основания с момента заселения первыми казаками тогда мало кто поддерживал. Многие уважаемые люди города, историки, краеведы местные, маститые уверенно оставались при своём мнении: нельзя считать дату 1859 года годом основания города. Тогда почему, не понять мне, приезжей, празднование в 1999 году 140 лет Дальнереченску? Весной 2006 года пришло решение: или никогда больше, или сейчас надо предпринимать шаги в этом направлении. Решено было инициативной группой провести в июле 2006 г. дискуссию среди широких слоев населения города. В 2006 году выходит книжечка местного краеведа Г. Погребного, где поддерживалась его версия, что город должен отсчёт свой вести позже, с 1894 г., от небольшого поселения из разных предпринимателей и подрядчиков железной дороги, что расположилось в 10 вёрстах от ст. «Муравьёв-Амурский» возле реки Иман. Только в августе 2006 г. мне удалось собрать всё воедино, со всеми договориться, и мы с трудом смогли провести общегородскую дискуссию. Пригласили в городскую библиотеку всех желающих, чтоб выступили историки, краеведы, мои коллеги журналисты, музейные и административные работники, местные депутаты, краевой депутат, общественники и активисты. 18 августа 2006 г. все, кто хотел высказаться, имел время для обнародования своей позиции. В основном собравшиеся дебатировали по двум датам: 1859 и 1894 годы. За первую дату высказывались наши активисты, числом менее десятка. За вторую - историки и краеведы. Как обычно общество молчаливое внимало. Выделенный нам библиотекарями час на дискуссию завершился. Дебаты уже переходили периодически на высокие ноты, единого мнения не было выработано. Зато предложение на тот день и.о. главы городского округа Е. Шараповой по продолжению дискуссии в местных СМИ и вынесении этого вопроса на местный референдум было проголосовано единогласно. Власть хотела помочь.

Раскрутив тему, вздохнула, вопрос был отдан в работу местному самоуправлению. Прошёл 2007, начался 2008.  И…Тишина в теме. Тормоз опять сработал.

Зимой 2008 года пришла в Думу с предложением нескольких проектов, один из которых: довести до логического конца мечту Личенко, собрать доказательства, предъявить их научному миру, что год основания города пошёл с 1859, с момента заселения земли на Графском первыми казаками, ведь Графское расположено на территории города. Сменивший мэра Баранова глава города Ю.В. Савенко меня поддержал.

Опять засев за факты, аргументы, черновики, мнения, записи, документы пишем и спорим с Г.Н. Погребным, но движемся вперёд. В спорах должна рождаться истина. Пишется и оттачивается черновик доклада. Исключаются все недомолвки и неточности. Опросы, командировки, архивы. На всё ушло время более полугода. Доверив мне такое важное дело, руководство города в лице заместителя Председателя Думы города Е. Шараповой и Главы города и Председателя Думы ДГО Ю. Савенко помогало всемерно. К концу 2008 года наша с Погребным работа подошла к завершению. В середине декабря уже была в пресс-службе Думы города готова историческая справка. Её перед новым годом отправили в Приморское краевое отделение «Русского географического общества». За исход дела переживали все причастные очень сильно. Потому что тема настолько серьёзная, и не всех обрадует в крае, потому как всегда считали и привыкли утверждать, что первый в крае это Владивосток.

Председатель Общества изучения Амурского края (ОИАК), профессор П.Ф. Бровко отписал, что представленные действительным членом Общества Г.М. Погребным доказательства о дате основания станицы Графской рассмотрены. Учёный совет ОИАК полагает корректным считать временем основания города Дальнереченска конец апреля-начало мая 1859г. Об этом факте мной был выпущен сразу пресс-релиз пресс-службы Думы ДГО. Об этой оглушившей всех новости узнали все приморские СМИ и растиражировали её. В Приморье заговорили о первом и старейшем городе края, о Дальнереченске. Многим было непонятно, в том числе и руководству края, как это случилось и почему вдруг Дальнереченск, а не Владивосток стал считаться первым в крае. Это была победа! Под эгидой этой исторической новости и удовлетворения от того, что задача выполнена по этому проекту, начался для меня 2009 год.

10 лет понадобилось для того, чтобы привести мечту Михаила Николаевича Личенко к цели. Уже летом 2009 года Дальнереченск отмечал свой юбилей: 150-летие со дня основания. И пошёл отсчет истории так, как мечтал М.Н. Личенко.

Светлая и долгая ему память за всё, что сделал он для Дальнереченска. Он любил этот город и, уходя в июле 2001 года в мир иной, оставил его нам в самом лучшем своём виде. В самом лучшем своём проявлении. А за то, что от города и его дел осталось спустя столько лет после смерти этого настоящего Руководителя, Главы, Гражданина, Патриота и Почётного жителя Дальнереченска, отвечать следующим за ним.

Последние прижизненные фотографии Михаила Николаевича Личенко:

- возле строящегося здания милиции

- во время подписания протокола о намерениях 04.07.2001 г.

Татьяна Мищук

Ещё фото

Популярное

Культура 03.08.22

Где деньги, Зин?

Культура 05.07.22

Дембельский аккорд Царкова

Власть 13.09.22

А теперь вишенка на торте

Общество 13.09.22

Диагноз Царкова «Остановка в развитии»

Общество 10.03.22

Вместо благодарности пинок под зад?

Реклама
погода Праздники концерты ЧС ВОВ семьи ГИБДД Дальнереченск Надежда безопасность работа Пенсионеры ветераны дтп Владивосток дети отдых убийство Мусор приморский край выплаты помощь Тарифы Авто медицина Дальний ВОСТОК животные происшествия вода жкх старков Продукты Даманский Образование дороги День победы спорт #дороги школы собаки школьники мероприятия соревнования Памятные даты войны ЦБС конкурсы юнармейцы Акции ОльгаСеменова