Культура, 11:33 13.03.2019 Просмотров:56

«Освоение и заселение земель Дальнеречья»

Фото: Народная весть

К 160-летию Дальнереченска

Спасение России во все времена приходило из глубинки. Какое хорошее слово — глубинка! В нем одновременно и глубина, и душа, и даже скрытая сила.

Дальнереченск — небольшой город, районный центр, находящийся ровно посередине между двумя самыми крупными дальневосточными центрами – Владивостоком и Хабаровском.

История города Дальнереченска насчитывает уже 160 лет. С того самого момента, когда согласно указа генерал-губернатора Восточной Сибири графа Н. Н. Муравьёва-Амурского, летом 1859 г. на высоком берегу Уссури появилась казачья станица Графская. Станица основана выходцами Забайкальского (35 семей), Донецкого (6 семей), Оренбургского (8 семей), Терского (6 семей) и Кубанского (1 семья) казачьих войск.

Казаки сумели продемонстрировать принадлежность края России. Но обеспечить своими силами освоение внутренних районов или надёжную защиту территории они не могли. Эти задачи решали подразделения русской армии и гражданские жители.

При отсутствии грунтовых дорог главной транспортной магистралью были реки, поэтому место слияния Имана и Уссури имело стратегическое значение. Здесь с 80-х годов формировался укреплённый район, получивший в 1896 г. наименование “Штаб графа Муравьёва-Амурского”.

Положение местного населения коренным образом изменило строительство железной дороги. В 1891 г. император Александр III утвердил решение о строительстве Южно-Уссурийской железной дороги Владивосток – Никольское – Спасское – Графское. К 1893 г. начала работу железнодорожная станция Муравьёво-Амурская (ныне Лазо).

Начальник работ по сооружению Уссурийской железной дороги, сообщая о ходе работ на северном участке, указал, что к 1 декабря 1894 г. от станции Муравьёво-Амурская до пристани Иман уложены главный и запасной пути, на станции Иман заложен фундамент жилого дома, устроены временные помещения для рабочих и служащих. Это и стало началом ещё одной страницы в истории города Дальнереченска.

Среди переселенцев - казаков, прибывших морским путем на Дальний Восток, были казак Рукосуев Ермил Федорович с молодой женой Марфой и казак Косов Ефим Фатеевич с женой Марией Ивановной.

У Ермила Федоровича Рукосуева родилось 5 сыновей - Яков, Мартын, Федор, Сергей, Илья, и одна дочь - Александра.

Дед Ермил занимался рыбалкой, многих казаков обеспечивал рыбой. В месте впадения реки Иман в Уссури ему разрешили поставить барак - временное жилище, где останавливались многие охотники и рыбаки, в гости к нему ходили и китайцы. Залив с тех пор так и называется - залив Рукосуева. Жили казаки не богато, но сытно, считались зажиточными людьми.

Как-то молодого Илью Рукосуева родители повезли сватать в соседнее село. Однако парню не понравилась высокая рыжеволосая невеста и он, вскочив на коня, бросился обратно. По пути на улице увидел стоявшую на крыльце молоденькую круглолицую розовощекую красивую девушку с длинными черными волнистыми волосами. «Вот на этой я бы женился, она настоящая казачка» - заявил он родителям. Пришлось засылать сватов в дом к Косовым, девушка - 16 летняя Александра Ефимовна, была именно из этой семьи. Так Рукосуевы породнились с семьёй Косовых.

Ещё один из потомков первых переселенцев станицы Графская – казак Илья Прилуков. У Прилукова-старшего не менее достойный вырос сын – Борис Ильич Прилуков – известный в городе человек, ветеран Великой Отечественной войны, кавалер многих орденов и медалей. Девятнадцатилетним пареньком ушел на фронт весной 1942 года из Имана Борис Ильич Прилуков. Защищал Ленинград, участвовал в прорыве блокады Ленинграда. Прошел путь от рядового до лейтенанта, пять раз был ранен. После очередного тяжелого ранения вернулся домой инвалидом второй группы. Работал в Дальнереченском лесокомбинате.

Первой коренной жительницей Имана стала Елизавета Малахиевна Прохорова. Она родилась 24 августа 1895 г.

Несмотря на трудности Иман рос и развивался, превращаясь в торговый и промышленный центр севера Приморья. В Имане возникли и успешно развивались лесопромышленные предприятия купцов Скидельского, Стрелецкого, Кузина. Успешно велась торговля, в том числе и крупных торговых фирм “Кунст и Альберс”, братьев Пьянковых и др. Имелись свои столовые, рестораны, харчевни, кожевенный завод, завод искусственных минеральных вод, мельницы, 29 мануфактурных магазинов и т. д.

В 1897 году Иман стал местом базирования кораблей Уссурийской казачьей флотилии, первым командиром которой был назначен Д. А. Лухманов, а первыми кораблями стали “Атаман” и “Казак Уссурийский” с баржей “Казачка”.

Образование можно было получить в четырёхклассном высшем начальном училище, первой на Дальнем Востоке учебно-показательной мастерской по обработке дерева (3 года обучения), одно — и двухклассном училищах.

Член Амурской экспедиции Закревский писал: “…поселение Иман развивается в крупный населённый пункт, являясь русским порубежным оплотом на самой китайской границе…”.

К 1908 г. в Имане проживало около пяти тысяч человек, из них 2,5 тысячи русские подданные, а остальные – иностранцы, в основном китайцы, корейцы, японцы. Необходимо было решать вопросы охраны общественного порядка, устройство пожарной охраны, улучшения санитарной обстановки, заниматься развитием социальной сферы, вести мелиоративные работы.

30 июня (17 июня) 1909 г. был образован Иманский уезд, выделившийся из Южно-Уссурийского. Иман становится административным центром. В нём находились: уездное воинской повинности присутствие, Канцелярии: крестьянских начальников 12-го и 13-го участков, мирового судьи, инспектора народных училищ, начальника участка Уссурийского казачьего войска, станового пристава, лесничего, казначейства. Почтово-телеграфная контора, врачебный и ветеринарный участки, переселенческая больница, казённый сельскохозяйственный склад переселенческого управления, общественное собрание, иллюзион, агенты 3-х страховых обществ. Первым начальником уезда стал Михаил Николаевич Козляников.

Борьба за введение в Имане городового и сельского положения была сложной и долгой, продолжалась она до 1917 г. и завершилась успешно: 16 июня 1917 г. было принято постановление временного правительства “О преобразовании 41 поселения в города с введением в них городского положения”. Подписал постановление министр-председатель Г. Е. Львов. Иман был преобразован в город Иманский.

Продолжение следует...

Юрий Портнов, сотрудники ЦБС и Музея истории г. Дальнереченска

Комментарии

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрироваться Войти

Популярное

Здоровье и экология 14.03.2019

Природоохранный прокурор вывел приморских чиновников на чистую воду

Происшествия 17.03.2019

В Приморье во время задержания преступник убил стажера полиции

Политика 14.03.2019

Кожемяко рекомендовал уволить допустивших самосуд в школе в Приморье

Право 23.02.2019

Банк обанкротил первую птицефабрику в Приморье

Общество 25.02.2019

Долги «Радиоприбора», угольная пыль и «особый» вид валежника: владивостокцы вышли на очередной митинг

Реклама
Праздники наводнение вов семьи Дальнереченские проблемы ДПС ГИБДД автошкола Дальнереченск ветераны пенсионеры дтп дети информация убийство ОСЗН Корнеев депутат Приморский край Россия выплаты ДГО помощь тарифы пенсия смерть авто ПДД администрация медицина дума животные Суд #ВОВ ЖКХ Тайфун Даманский Образование Денис Павлишин подтопление спорт #ЖКХ #ветераны #вода #дороги #9Мая #ДеньПобеды #погода школы Военнослужащие

Закрыть