События, 10:17 6.03.19 Просмотров:771

Навсегда остался на границе

Фото: Приморские зори

Остров Даманский… Следствием борьбы за этот маленький клочок земли стали исковерканные судьбы, боль и горечь утрат. Нет ничего страшнее скорби матери, узнавшей, что её родная кровиночка уж не вернётся в отчий дом, а навсегда останется на чужбине. И нет ничего пронзительней горя невесты, которая не может принять горькую правду: любимый человек больше не обнимет её, не прижмёт крепко к сердцу и не скажет ласково «Я вернулся, родная».

В братской могиле на площади Столетия с. Камень-Рыболов покоятся пятнадцать молодых ребят, пожертвовавших своими жизнями во имя Родины. И среди них – рядовой Дмитрий Ткаченко, уроженец села Володаровка Омской области. К сожалению, об этом юноше сохранилось очень мало сведений. В сохранившихся документах значится, что Дмитрий Владимирович Ткаченко 1949 года рождения был призван в армию Черлакским РВК Омской области. Проходил службу в военной части 2097 села Комиссарово, был водителем бронетранспортёра. Погиб в бою за остров Даманский 15 марта 1969 года, посмертно был награждён медалью «За отвагу». Читая эти сухие факты, трудно представить, что речь идёт о человеке, который жил полной жизнью, любил, строил планы на будущее.

Трогательную историю своего знакомства с Димой сотрудникам редакции поведала Людмила Потанина, жительница Омской области. Именно с ней юный пограничник, по возвращению из армии, планировал связать свою судьбу. Женщина не смогла сдержать слёз, когда мы с ней созвонились и попросили рассказать о том, каким человеком был Дмитрий Ткаченко. И призналась, что годы так и не смогли сгладить горечь от разлуки.

Познакомились они в профессиональном училище посёлка Черлак, где Люда осваивала профессию штукатура-маляра, а Дима учился на тракториста-машиниста. Они сразу понравились друг другу, и вскоре крепкая дружба между шестнадцатилетней девчонкой и девятнадцатилетнем парнем переросла в нечто большее.

– Девушка я была не по годам бойкая, вот и подтолкнула Диму «на грех». – вспоминает Людмила Владимировна. – А когда поняла, что забеременела, очень испугалась. Шутка ли, ребёнка в подоле родителям принести? Семья у нас была большая, четверо детей, я самая старшая. Так что ещё одному рту никто бы не обрадовался. Сообщить новость Диме тоже побоялась, думая, как бы ему это не повредило на военной службе. Его как раз призвали в армию, и он так сильно хотел служить на границе, что вмешаться я не посмела.

Прощание у них получилось по-осеннему прохладным. Он непрерывно тормошил её: «Дождёшься меня из армии?», а она всё отстранялась, опасаясь, что юноша заметит округлившуюся фигуру и догадается о её горьких думах. Поначалу он исправно писал ей письма, где рассказывал о своей службе в Комиссарово, а она отмалчивалась, не написав даже о рождении дочки. Рассудила, что всё решится при личной встрече. Последнее письмо Димой было отправлено 11 марта, он написал ей, что у них проходят учения. Ну а потом – ни строчки…

Время шло, известий от жениха не было. Девушка не знала, что и думать: может он её забыл? Вернулся с границы и встретил другую? В конце концов пришла к мысли, что он попросту бросил её… Спустя три года после его исчезновения Люда наконец решила устроить свою жизнь. И вышла замуж за соседского парня. Тот удочерил её маленькую Иру, потом у них ещё две девочки родились. Но отчим частенько обижал приёмную дочь, а ребёнок искренне не понимал, почему папа её не любит. Из-за постоянных конфликтов супруги разошлись.

Людмила окончила вечернюю школу, потом выучилась на медика, устроилась на работу в больницу, воспитывала дочерей. Жизнь текла размеренно, без потрясений… Пока в прошлом году, 2 марта, в интернете ей не попалась на глаза публикация, посвящённая острову Даманский, к которой прилагались и списки погибших бойцов.

— Я даже не могу высказать словами, что я ощутила в тот момент, — с горечью говорит Людмила Владимировна. – Ведь все эти долгие  сорок девять лет я была уверена, что у Димы своя жизнь, семья, дети, а про меня он и думать забыл. Из-за обиды и сомнений даже не пыталась разыскать его! И только спустя годы узнала, что была несправедлива к нему, и что совсем мой Дима меня не бросил, а нет его давно на этом свете. Остался лишь памятник в далёком селе со странным названием Камень-Рыболов…

Женщина прочитала массу литературы о пограничном конфликте на острове Даманский, нашла родственников Дмитрия, чтобы узнать подробности его гибели, обратилась за информацией и в музей погранслужбы в селе Камень-Рыболов. И, наконец, нашла в себе силы рассказать правду своей старшей дочери Ирине, которой в этом году исполнилось пятьдесят лет. Кстати, родственники Дмитрия Ткаченко сразу признали Ирину «своей», отметив поразительное сходство отца и дочери.

Людмила Владимировна планирует 15 марта присутствовать на митинге в честь 50-летия событий на острове Даманский. Билет уже куплен, вещи в дорогу собраны.

– Считаю дни до нашей с ним встречи. Привезу ему щепотку земли из родных мест, расскажу о дочери, о наших с ним внуках и правнуках. Ведь он так мечтал, что когда поженимся, будет у нас большая семья. А я его называла фантазёром…

Юлия Коханова / Приморские зори (Ханкайский р-он)

Ещё фото

Популярное

Культура 03.08.22

Где деньги, Зин?

Культура 05.07.22

Дембельский аккорд Царкова

Власть 13.09.22

А теперь вишенка на торте

Общество 13.09.22

Диагноз Царкова «Остановка в развитии»

Общество 10.03.22

Вместо благодарности пинок под зад?

Реклама
погода Праздники концерты ЧС ВОВ семьи ГИБДД Дальнереченск Надежда безопасность работа Пенсионеры ветераны дтп Владивосток дети отдых убийство Мусор приморский край выплаты помощь Тарифы Авто медицина Дальний ВОСТОК животные происшествия вода жкх старков Продукты Даманский Образование дороги День победы спорт #дороги школы собаки школьники мероприятия соревнования Памятные даты войны ЦБС конкурсы юнармейцы Акции ОльгаСеменова